Радиопьеса

 

Человек

Радио

 

Полное затемнение.

Слышны звуки радио, скользящего по настройкам волны: шипение «белого шума», обрывки фраз, фрагменты музыки, пару раз проскальзывает одно и то же рекламное объявление — «Если вы не знаете что делать, купите нашего замечательного зеленого чая, а вдруг поможет?» (приторно бодрым голосом). Звуки идут одновременно отовсюду, замыкая и обволакивая. Затем резко все снова замолкает. Тишина где-то с минуту. На заднем фоне появяляется высвеченное окно (большое, широкое без поперечин), в которое видно слегка просветленное ночное небо (в ходе всего дальнейшего действия небо постепенно светлеет, приобретая предрассветную серость). Со сцены раздаются громкие звуки шагов. Звук куртки, падающей на стул. Снова шаги. Щелчок пластиковой клавиши. Звук кипящего электрочайника. Пауза. На пару секунд вспыхивает щель света, выбивающаяся из-за какой-то дверцы.

Стук ножа о разделочную доску. Долгая пауза.

Достаточно резко вспыхивает прожектор, резким желтым узким кругом высвечивая центральную часть сцены. Видно табуретку. В круг бочком пробирается высокий сутулый худой человек с большой кружкой в одной руке и дешевым пластиковым радиоприемником в другой. Он садится на стул и почти бесшумно начинает пить из кружки, сделав пару глотков, ставит ее на пол. Затем щелкнув выключателем, включает радиоприемник. Громко раздается звук белого шума. Человек быстро убирает громкость. Звук скольжения по волнам. Звуки той же самой рекламы. Человек, довольный результатом ставит приемник на пол, еще больше убирая громкость, делает еще пару глотков из кружки. Наконец реклама кончается. Звук заставки радиоэфира.

Радио (голосом диктора, мягким густым тенором): А теперь, как всегда в восемь часов, прослушайте предпоследнюю, пятую часть Радиопостановки «Вечера в герцогском замке» Антона Кирпичина. Роли читают Александр Владимиров, Петр Хрумов, Елена Черненко, Светлана Волох, Татьяна Ильина.

Долгая пауза. Тишина. Очень тихо слышно, как человек втягивает жидкость через сложенные трубочкой губы.

Звук открывающейся двери. Быстрые короткие шаги звучат слегка приглушенно.

Радио (1-м голосом, женским, высоким с теплыми скругленными концами фраз, достаточно спокойные интонации создают контраст со словами): Нет, она меня положительно выводит из себя! Так невозможно! И ладно бы только сегодня, но ведь так каждый день уже в течение месяца. Хотя, в общем-то (звук скользящего по ворсу дерева, продолжает еще более спокойно) меня это почти и не волнует.

Радио (2-м голосом, мужским низким, слегка протяжным баритоном, с довольно безразличными интонациями): Да, да. Знаешь я твоем месте уже давно бы это и обсуждать перестал. И непонятно даже — неужели тебя до сих пор это все хоть сколько-то интересует?

Звук жидкости, наливаемой в стеклянную посуду.

Радио (1-м голосом, слегка напряженно): Ты хочешь сказать, что я досаждаю тебе этими разговорами?

Радио (2-м голосом): Я не хочу сказать ничего, кроме того, что уже сказал.

Пауза. Звук сухого щелчка. Затем легкие чпокающие выдохи. Слышно, как человек пьет.

Радио (1-м голосом, натянуто): Ну, знаешь ли, дело привычки. Все-таки некое развлечение долгими вечерами.

Радио (2-м голосом): Да, пожалуй… (пауза, прерываемая только чпокающими звуками) Однако зрелище это не лучшего пошиба.

Человек допивает кружку до конца.

Радио (1-м голосом): Да… (человек достает из кружки ломтик лимона, начинает его жевать) Конечно, это все весьма вульгарно, если не сказать прямее. Именно это меня и раздражает.

Радио (2-м голосом): Да ладно, брось… (звук стука дерева о толстое стекло) В конце концов это ее право…

Радио (1-м голосом, неожиданно резко, раздраженно): Ее право, ее право… Я больше не желаю слушать о ее правах! (человек выплевывает лимон в кружку, с громким стуком ставит ее на пол, одновременно слышен громкий хлопок дверью)

Радио (3-м голосом, тонким женским сопрано, достаточно визгливым, чтобы заставлять морщиться): Вот вы где! Я вас и ищу. Ни в коем случае, ни в коем случае нельзя все так и оставить! Он снова принялся за свое, а не прошло и дня!

Радио (1-м голосом, холодно): Да неужто? Лиз, сядьте и успокойтесь. Будь Роберт… ммм… здоров, он бы непременно посоветовал вам то же самое. Все еще поправимо. Из любой ситуации есть по крайней мере два выхода.

Радио (3-м голосом): Два выхода, два выхода… да… Хотя, знаете — мне иногда кажется, что лучше бы их не было. (истерично) Да-да, не было! Чтобы вот так все и осталось, завязло и провалилось, прогнило, стухло в этих бездонных болотах этих нескончаемых вечеров!..

Пауза.

Человек (устало): Дура. (поднимает кружку, встает с табуретки, выходит из круга света)

Радио (1-м голосом с призвуком деланных интонаций): Я, пожалуй, пойду проверю — как там ужин.

Звуки шагов, скрип двери, закипание чайника.

Радио (3-м голосом): Филипп, ну хотя бы вы послушайтесь благоразумного совета…

Радио (2-м голосом): Послушайте, Лиз, все это уже неоднократно обсуждалось… Вряд ли стоит делать это еще раз.

Человек входит в круг света, аккуратно держа кружку перед собой.

Человек (бормоча себе под нос): И не надоедает же… (садится)

Радио (3-м голосом): Значит, для вас это уже всего лишь досужие разговоры? Вы ждете, когда мне все это надоест?

Радио (2-м голосом, успокаивающе): Лиз… (слышно, как человек пьет из кружки) Это просто смешно так…

Радио (3-м голосом): Ах, вам смешно?!

Радио (2-м голосом, слегка раздраженно): Что такое, да перестаньте же вы, в конце-то концов, цепляться к словам.

Радио (3-м голосом, передразнивая): Неее-ет. Это вы перестаньте упираться лбом в стену: послушайте меня…

Радио (2-м голосом): Лиз, вам уже все объясняли — звать кого-то извне — подвергать лишней опасности весь замок. Лучшее, что мы можем делать — ждать. Вы можете предложить что-то еще?..

Человек: Да…

Пауза.

Радио (3-м голосом): Нет.

Радио (2-м голосом, холодно): Тогда, я думаю, стоит этот разговор прекратить.

Радио (3-м голосом): Стоит, стоит… У вас все разговоры только о том, что чего стоит, как будто торгаши какие…

Человек (тихо): Может стоит…

Радио (2-м голосом): Не стоит… (короткая пауза) так говорить, Лиз. Вы же знаете — мы зажаты в угол, больше никаких альтернатив, кроме как ждать, у нас не осталось.

Радио (3-м голосом): Альтернатив, альтернатив… Хватит кричать о свободе выбора, если ее нет.

Радио (2-м голосом, устало): Лиз, иногда все же стоит слушать, что вам говорят

Радио (3-м голосом): А смысл? Какой в этом смысл — наши разговоры ни к чему не ведут! Мы толчем воду в ступе…

Радио (2-м голосом, устало): Хорошо. Что, в конце концов, вы все же предлагаете?

Человек (ядовито): Да ничего она не предлагает.

Пауза.

Радио (2-м голосом): Значит так (звук легкого хлопка, легкий скрип) Я предлагаю обсудить все это завтра с утра, а сейчас уже скоро будет пора ужинать.

Пауза. Звук шагов. Хлопок двери.

Радио (2-м голосом, злобно): Замечательно…

Человек (ехидно): Великолепно…

Пауза.

Радио (2-м голосом): Тебе не кажется, что ты сходишь с ума?

Человек: Разве что очень медленно…

Радио (2-м голосом): Да, да, вот так вот плавно и неторопливо. Эти бесконечные вечера, эти разговоры… Филипп, тебе бы следовало уже сделать… хоть что-нибудь. Хоть что-нибудь вместо этой нудной тягомотины.

Человек: Пора что-то делать.

Радио (2-м голосом): Пора.

Человек: Пора.

Радио (2-м голосом): Поpа.

Человек: Пора.

Радио (2-м голосом): Да, пора.

Звук шагов.

Радио (4-м голосом, дребезжащим, старушечьим): Добрый вечер, Филипп.

Радио (2-м голосом, неприятно): Ах, это вы…

Радио (4-м голосом): Да, это я. Но что-то вы кажетесь каким-то растерянным.

Радио (2-м голосом): Да?

Радио (4-м голосом): Да, и это очень плохо. Я как раз собиралась сообщить вам нечто неприятное… (хихикает) Или…

Человек: Он уже в курсе.

Радио (2-м голосом, спокойно): Я знаю.

Радио (4-м голосом): Замечательно. И что вы собираетесь предпринять?

Радио (2-м голосом): Предпринять?

Человек: Предпринять?

Радио (2-м голосом): Я ничего не собираюсь делать. Ровным счетом ничего.

Радио (4-м голосом): Ну и замечательно. Именно-именно… Так и будет лучше всего. Да-да… именно (переходит на бормотание) Да-да… именно… (неожиданно резко) Вы со мной согласны?

Человек: Да.

Пауза.

Радио (2-м голосом): Простите? Я кажется прослушал…

Радио (4-м голосом, холодно): Не важно.

Человек издает легкий смешок.

Радио (4-м голосом, треснутой интонацией с поджатыми губами): Вас это, видимо, все равно не интересует…

Радио (2-м голосом, чуть более учтиво): Да, признаюсь, этот вопрос меня не особенно… (короткая пауза)

Человек: Тревожит.

Радио (2-м голосом): Тем не менее — как он там?

Радио (4-м голосом): Кого вы имеете ввиду?

Радио (2-м голосом, раздраженно): Марта, прекратите строить из себя… (звук воздуха, втягиваемого сквозь зубы) Роберт, я имею ввиду Роберта.

Радио (4-м голосом, надменно): Да, примерно так, но вам не помешает еще немного уважения в голосе.

Человек ставит кружку, ложится на бок перед табуретом. Долгая пауза.

Радио (4-м голосом): Это, по крайней мере, будет вам полезно. Но оставим этот вопрос. Во сколько у нас ужин?

Радио (2-м голосом): Рита вышла справиться…

Человек: Минут пять назад.

Радио (4-м голосом): И что?

Человек: А ничего!

Пауза.

Радио (2-м голосом): А?

Радио (4-м голосом): Ничего, ничего. Ладно… (короткая пауза, звук шагов, значительно тише, почти шепотом) Давайте обсудим…

Радио (2-м голосом): Обсудим…

Человек: Что?

Радио (4-м голосом): Нашу тактику за ужином, конечно.

Радио (2-м голосом): Тактику?

Радио (4-м голосом): Ну не стройте же из себя идиота, Филипп! Вы же не думаете, что все разрешится само собой?

Радио (2-м голосом, раздраженно): Вот именно, что думаю! Именно так и думаю! Потому что так удобно думать и легко!.. (пауза, задумчиво) Вообще, мы все слишком много думаем. Следовало бы просто выбросить его из замка, да и дело с концом…

Человек: С началом.

Радио (2-м голосом): А?

Радио (4-м голосом): Нет-нет, я слушаю.

Радио (2-м голосом): А вот не следовало бы…

Человек: Слушать-то и нечего?

Радио (4-м голосом): Вы так считаете?

Человек: Без сомнения.

Пауза.

Радио (2-м голосом): Ладно. Я сейчас все же пойду — узнаю, почему Рита задерживается.

Звук шагов. Пауза.

Радио (4-м голосом): Ну и?

Долгая пауза.

Радио (4-м голосом): В общем, не важно: все равно никто ничего не хочет решать. Все хотят закрыть глазки, и чтобы ничего такого не было, чтобы наступил «просто вечер», а не еще один… (сглатывает) «вечер в герцогском замке». Только я, только я одна постоянно об этом думаю, постоянно…

Человек (передразнивая): Капаю всем на мозги!..

Радио (4-м голосом): Нет… (короткая пауза, более убеждено) Нет, нет! Они не должны раздражаться. Я же делаю все исключительно тактично. (короткая пауза, срывается на крик) Но они все равно недовольны!

Долгая пауза. Человек переворачивается на спину, ставит Радиоприемник себе на грудь.

Радио (4-м голосом): Спокойно, Марта, спокойно… этих… этих…

Человек: Уродов.

Радио (4-м голосом): Уродов криком не проймешь, не проймешь… да…

Звук шагов.

Радио (3-м голосом): Марта, Марта, послушайте, вы уже в курсе?

Радио (4-м голосом): О, Господи…

Радио (3-м голосом): Hе богохульствуйте.

Радио (4-м голосом): Лиз, не несите чуши — вы же не верите в Бога. Да даже если бы и верили, то все равно, черт возьми… (пауза) Простите, видимо, нервы…

Человек: Нервозность, нервозность…

Пауза.

Радио (3-м голосом): Ладно, не важно. Вы мне вот что скажите — мы вообще сегодня ужинать будем?

Радио (4-м голосом): Лиз, ну хотя бы вы бросьте придуриваться. Все рушится, и на фоне катастрофы вселенского масштаба, всех кроме…

Человек: Меня.

Радио (4-м голосом): Ч-черт… Всех, выхоит, что абсолютно всех…

Человек: Всех без исключения.

Радио (4-м голосом): Даже меня… Волнует исключительно… только… всего лишь…

Человек: Во сколько будет ужин.

Радио (4-м голосом): Как бы пожрать.

Радио (3-м голосом, успокаивающе): Марта…

Радио (4-м голосом): И не надо меня успокаивать, успокаивать не надо! (кричит) Не надо, не надо, не надо… Господи, как вы меня достали, вы все, вы же дальше…

Человек: Собственно кресла…

Радио (4-м голосом): Жопой ничего нащупать не можете. Мы же даже не обсуждаем ничего. Мы же даже не говорим друг другу ничего. Мы орем, как в микрофон, для невидимого зрителя. Мы замкнулись, и даже не в круг, а в квадрат какой-то. Мы уже третий день делаем вид, что ничего не происходит, а каждый готов в любую минуту сорваться в крик, каждый на иголках сидит!.. (обрывается)

Человек (очень громким шепотом): Достало… (короткая пауза)

Радио (4-м голосом, вовсем тихо, хрипло): Нрсподи… Ну как меня это достало… Меня даже наша ярость глухая и бессмысленная достала… Господи… Какого черта… Мой выдуманный несуществующий Бог… Такой ты специальный — так и выдуман, чтобы в тебя не верить, чтобы казаться нереальным и дурацким… глупым…

Пауза.

Радио (3-м голосом): Марта…

Человек: Что?

Радио (3-м голосом): Зачем?

Человек: А просто так.

Радио (4-м голосом): От нечего делать.

Человек: От скуки.

Радио (4-м голосом): Чтобы не сидеть и не смотреть в окно.

Радио (3-м голосом): Марта, знаете, может вам стоит пойти полежать — успокоиться?

Звук шагов.

Человек: Кто бы говорил.

Радио (2-м голосом): В общем, Рита обещала нас позвать с минуты на минуту.

Человек: Замечательно.

Радио (4-м голосом, раздраженно): Может кто-нибудь найдет другую тему кроме ужина. Вас слушать уже тошно.

Звук шагов.

Радио (2-м голосом, очень резко): Лиз, что тут произошло между вами и Мартой?

Радио (3-м голосом): Оставьте это, Филипп. Вообще не трогайте меня.

Радио (2-м голосом): Ах вот вы как теперь заговорили. Куда же делась ваша хваленая вежливость?

Радио (3-м голосом): Одолжила кому-то, да вот так и не вернули.

Радио (2-м голосом): А похоже зря — стоило бы вытребовать назад.

Радио (3-м голосом): Да при чем тут вежливость, в конце концов?! Какая может быть вежливость в ответ на хамство?

Короткая пауза.

Человек (менторским тоном): Подставь другую щеку…

Долгая пауза.

Радио (2-м голосом): Ладно, все это не существенно. Вы решили, как мы поступим с Ричардом?

Радио (3-м голосом): Мы? Вы хотите сказать, что теперь это решаем мы с вами?

Радио (2-м голосом): Судя по всему, да. Все остальные, похоже, самоустранились от решения проблемы.

Радио (3-м голосом): Но и не перекладывали отвественность на вас.

Пауза.

Радио (2-м голосом): Ничего. Я взял ее сам.

Радио (3-м голосом, передразнивая): Плавным и уверенным жестом.

Радио (2-м голосом, продолжая интонации): С неизменной довольной ухмылкой на лице.

Человек: Лице?

Радио (3-м голосом): Лице? Вы до сих пор называете это лицом, Филипп? Не надо морочить никому голову: вышу маску уже не отодрать от кожи.

Радио (2-м голосом): Да, пожалуй. Слишком стараясь сохранить невозмутимость, я забыл как изображать эмоции.

Радио (3-м голосом, презрительно): Изображать…

Радио (2-м голосом): А вы хотите сказать, что их нужно зачем-то испытывать?

Радио (3-м голосом): А почему бы и нет, вы когда-нибудь пробовали?

Радио (2-м голосом): Представьте (звук шагов) себе — да.

Радио (1-м голосом, деланно-бодрым): Ну, ужин наконец готов. Прошу в обеденный зал.

Радио (2-м голосом, притворно-весело): Отлично, пройдемте же!

Радио (1-м голосом): Идите, я сейчас посмотрю кое-что в справочнике и присоединюсь к вам.

Звук шагов.

Человек: И снова без шанса?

Радио (1-м голосом): Да, к сожалению, шанс снова потерян и забыт. Впрочем…

Человек: Стоит ли об этом жалеть?

Радио (1-м голосом): Нет, не стоит. Не стоит… Никто ничего не стоит. Разве что холода.

Человек: Чего же ты хотела?

Радио (1-м голосом): Какой-нибудь милой глупости или еще чего-нибудь. Но кто-то выключает везде свет, и ни до кого не докричишься. Никто не понимает намеков, а сказать что-то большее страшно. И вот тогда… тогда… (долгая пауза, устало) Достало…

Звук шагов. Долгая пауза. Свет на сцене гаснет.

Радио (дикторским голосом): Вы прослушали предпоследнее действие пьесы «Вечера в герцогском замке». Последнее, пятое — завтра в то же время.

Звук белого шума. Затем резко тишина. Звук шагов. Пауза. Звук закипающего чайника.